Галерея Андрея Самарина

Норвегия 2010

:: Гостевая книга ::

Луганск - 2013

В сентябре 2013 г. мы с мамой после большого перерыва побывали в Луганске. После смерти бабушки Муси нам было необходимо восстановить связь времен и побывать на Украине.  Ниже краткий фотоотчет о нашей поездке.
Мы прилетели в пятницу на самолете и на следующий день поехали в Краснодон, чтобы поискать дом Третьякевичей, который мама помнила с детства, побывать в музее "Молодой гвардии" и на месте гибели молодогвардейцев.
C машиной
нас выручил мой двоюродный брат Миша Третьякевич, который представлен здесь не только по тексту, но и на верхней части этой страницы, причем в крайне юном возрасте.

На въезде в Краснодон

В Краснодоне сразу же бросилось в глаза причудливое сочетание памятников героического прошлого и неоднозначного настоящего (обратите еще внимание на текст на плакате).

Исторический памятник и современная жизнь

Наш первый пункт - Краснодонский рынок, но не потому, что мы хотели что-то купить, а потому, что за ним находится район "Шанхай", где была хата Третьякевичей, в которой создавалась "Молодая гвардия" в 1942 г.

Краснодонский рынок

Спускаемся в "Шанхай". Рынок остался позади.

Поиск хаты оказался непростой задачей - за прошедшие годы все тут сильно изменилось и мама не могла найти старые ориентиры. К счастью, местная жительница нам помогла  - тут она показывает нам хату Тюлениных.

К сожалению, дома никого из Тюлениных не оказалось, поэтому удалось сфотографировать дом только из-за забора.

Хата (вообще-то настоящий дом) Тюлениных

Увидеть наш дом так и не удалось: с улицы он получался закрыт деревьями и строениями. Местные жители, живущие на соседнем участке, сказали, что провести нас тоже не смогут, так как у них нет ключа от калитки соседей.  Остался на память только вид их участка.

Где-то там внутри этого участка находится наша хата.

После неудачного поиска хаты следующим пунктом был музей "Молодой гвардии".

Памятник молодогвардейцам на центральной площади

Вдоль всего периметра здания музея идут высеченные имена молодогвардейцев

Память

Цветы Виктору

Хотя съемки внутри музея и запрещены, нам никто не запретил фотографировать, поэтому сейчас будет небольшой обзор тех материалов, на которые мы обратили внимание.

Молодогвардейцы - герои Советского Союза

Любовь Шевцова во 2 классе

Интерьер дома Третьякевичей, где происходили первые заседания Молодогвардейцев

Раздел композиции о работе молодогвардейцев в музыкальных кружках. Интересен он тем, что пианино наше, с 6 линии г. Луганска, на котором мама занималась музыкой, да и я в детстве, когда гостил в Луганске, поиграл на нем.

Фото Виктора и его записка родителям  из полиции.

Когда мы вышли из музея, как раз подъехала свадьба и молодые возложили цветы к памятнику молодогвардейцев.

У шурфа - места гибели молодогвардейцев - установлен строгий и красивый обелиск. Именно сюда на 60 и 65-летие "Молодой гвардии" приезжали соответственно Кучма и Янукович.

Последний из намеченных пунктов - дом участницы "М.Г." Надежды Стасюк, которая училась в одной школе с Виктором

2-й день. Достопримечательности Луганска рядом с домом Зои и Миши, а затем посещение кладбища.

Памятник Борцам Революции

Знаменитые танки, захваченные во время гражданской войны. Оказывается, что таких танков осталось в мире всего 4 штуки и 2 из них - в этом сквере. Интересно, что я помнил их не такими красивыми и это потому, что в 2000-х они были отреставрированы с помощью англичан, выделивших средства на реставрацию исторических памятников.

Пример интересной архитектуры или 30-х или 50-х годов прошлого века. Таких домов несколько штук в Луганске и все они отличаются друг от друга.

Это новая достопримечательность Луганска. Как известно, в августе в доме, где живут Зоя с Мишей, был сильный взрыв, к счастью, далеко от них. Погибло два человека, а на эту машину упала вырванная взрывом бетонная плита. Хорошо, что в это время в ней никого не было.

Вот так выглядит секция дома, в которой произошел взрыв

Мама на могиле отца и брата - соответственно, моих дедушки Миши и дяди Вити.

А это могила бабушки Нюси и дяди Володи. Мы не сразу ее нашли, так как она расположена в углу кладбища и сильно заросла со всех сторон.

Вечером мы посидели в семейном кругу с Зоей и Мишей, делились впечатлениями и воспоминаниями, смотрели фотографии друг у друга. С лоджии открывается красивейший вид на Каменный брод (Камброд для потомственных луганчан).

Попытка показать панораму Камброда

В понедельник рано утром за нами приехали Сирики -мамина двоюродная сестра Люда  с мужем Николаем

Мама с Людой во дворе их дома

Сразу несколько сортов винограда поданы на стол

Люда с мужем Николаем

Общий снимок с дочкой Леной

Уже в 21 веке появился памятник знаменитому уроженцу Луганска Михаилу Матусовскому. В нашей семье он воспринимается почти как родственник. Дело в том, что он ухаживал за сестрой бабушки тетей Натой и его сверхпопулярные песни "Сиреневый туман" и "Белой акации гроздья душистые" навеяны как раз воспоминаниями юности.

Характерные пейзажи Луганска: в одну сторону Дом техники ( теперь дом искусств ), в другую - самый обычный луганский вид.

В этом скверике мы договорились с Сережей Третьякевичем, сыном дяди Володи, о встрече. Живут они поблизости и вскоре он уже был в гостях.

Мама и Сережа Третьякевич. К сожалению, его сын Володя хотя и пришел вместе с ним, но остаться не мог, так как спешил на работу (это был уже понедельник, рабочий день).

Наш последний день в Луганске начался с посещения музея - у мамы имелось задание передать материалы ростовской конференции Стасюка А.П.

В восточной Украине очень сильны позиции русского языка

На площади перед музеем установлен бюст Гаскойну (не Полу, а Карлу - ремарка для любителей английского футбола), первому директору Луганского литейного завода, вокруг которого и образовался сначала Луганский поселок, а затем город Луганск.

Хотя музей был закрыт, но сотрудники были на местах и поручение по передаче документов мы выполнили, а заодно и немного посмотрели экспозицию. Очень понравилась подборка старых плакатов.

После музея мы направились к еще одному знаменитому уроженцу Луганска - Далю.

По пути попадались всякие интересные объекты, напоминающие о бренности всего живого

и символы смешения эпох

Мама у могилы еще одного нашего родственника - героя гражданской войны Александра Пархоменко, увековеченного даже в фильме.

Рядом со сквером полностью перестроенная филармония

Юные луганчане

А вот и памятник Далю. Нижняя строчка гласит "Казак луганский". Под этим псевдонимом он печатал свои сказки, которые так не понравились Николаю I.

Далее мы подходим к табличкам на стене красивого здания за спиной Даля.

Все здесь пронизано историей - это здание водолечебницы, в котором Клим Ворошилов в 1918 г. размещал свой штаб. Точнее, водолечебница тут находилась с 1926 г, а сначала в 1880-х это здание в стиле ампир было сооружено для Горного ведомства, там находилась библиотека литейного завода. Говорят, что тут была и квартира директора завода

Мы у дома-музея Владимира Даля.

Уже перед отъездом Миша свозил нас к достопримечательности - памятнику князю Игорю.

Памятник князю Игорю был открыт в сентябре 2003 года к 65-летию образования Луганской области. На открытии присутствовал Кучма и мэр Москвы Лужков.

Считается, что Игорь начал свой поход на половцев с луганских степей. Памятник стоит перед Донцом и Станицей Луганской

где в 1930 году расписались дедушка с бабушкой. Эта станица известна с 1688г.

Очень интенсивные 4 дня в Луганске закончились и мы поехали обратно уже на поезде. В купе у нас оказались интересные попутчики: необычная дама со своей собачкой - москвичка, купившая в Луганской области в поселке Счастье дачу и рассказывавшая всю дорогу истории из дачного житья-бытья.