Галерея Андрея Самарина

:: Главная ::

:: Архив новостей ::

:: Фотографии ::
школа
институт
походы
семья
Исландия 2008
Исландия 2009

:: Гостевая книга ::

Норвегия - 2010

20 - 30 августа 2010 г.

Все фотографии 2-го дня

На Лофотены

После Осло мы направились к основной цели нашего путешествия - на Лофотены. Опишу этот процесс поподробнее на тот случай, если кто-то захочет повторить наш путь.
Лофотены это южная островная часть горной гряды, отходящей от основного материкового горного массива на юго-запад.  На самую южную оконечность островов мы и нацелились, поскольку предварительное изучение вопроса показало, что наиболее интересные и красивые места сосредоточены именно там.
Таким образом, 2-й день путешествия получался весьма насыщенным: мы с утра должны были покинуть Олсо, сделать почти 1000-километровый перелет до Бодо (Будё в другой транскрипции) и уже оттуда на пароме плыть на Лофотены в селение  Ä (произносится,  как в немецком, О), где у нас заранее был снят очень симпатичный домик на берегу. Помимо этих задач стояла и промежуточная - нам надо было в аэропорту встретиться с Борей, который, в отличие от нас совершал марш-бросок из Филаделфии до Бодо за одни сутки - 3 часа до аэропорта JFC, 2 часа ожидания в аэропорту, 7 часов перелет в Осло и после двухчасового ожидания  полуторачасовой полет в Бодо.  Средств связи у Бори не было - телефон у него, как говорится, не той системы и в Европе не работает, поэтому, прибывая в Европу, он становится совершенно недосягаемым ни для кого (может быть, потому он так и любит путешествия по Европе?).

Как бы то ни было, утром под шум дождя  мы поднялись и обнаружили завтрак в виде сухого пайка в коридоре (обратная сторона 3-х звезд).  Впрочем, нам он показался очень неплохим, хотя в отзывах мы читали, что через 3 дня он начинает уже надоедать.
Дальнейшее оказалось тоже все просто: остановка автобуса в аэропорт находилась у соседнего отеля (это все мы выяснили накануне по приезду), затем 50 минут на комфортабельном автобусе сначала по пустынным субботним улочкам Осло, потом по автобану и мы в аэропорту. Единственное, что нас волновало - дальнейший полет на внутреннем рейсе бюджетной норвежской компании NorwegianAir, но и это прошло нормально. Правда, вылетел он не с того гейта, который был в объявлении,  был раскрашен не в красные цвета компании, а почему-то в синие, объявления мы не могли понять ввиду ужасного английского пилота и громко орущего ребенка сидящей сзади нас негритянской пары, но, как ни странно, прилетел он куда надо. Очень красиво смотрелся момент снижения в Бодо: цепочка островов, выглядевших как небольшие пятнышки с высоты, вдруг выросли и приняли вид приличных по размеру гор, тут и там торчащих из воды. И, как это оказалось обычным в Норвегии, многие из них были заселены (это меня поразило еще два года назад при вылете из Копенгагена - огромное количество островов и островков и практически на каждом хотя несколько домиков, но стоит). В целом полет прошел абсолютно нормально, разве что непривычным было отсутствие соков, и вышли мы из самолета уже за Северным полярным кругом.

Бодо встретил нас ярким солнцем и голубым небом,  что после моросящего Осло сразу подняло настроение. Тут же, в аэропорту состоялась долгожданная встреча с Борей - у него все прошло точно по плану и за час с небольшим, который разделял наши рейсы, он уже получил в аренду  Hyundai i30 универсал.  При подготовке к поездке нас очень волновал вопрос вместимости будущей машины, т.к. на четверых предполагался приличный объем багажа. Ввиду режима экономии при выборе компании нам пришлось отказаться от крупных, но дорогих компаний типа SixT в пользу какой-нибудь бюджетной компании. Выбор мы решили ограничить компаниями, имеющими свое представительство в аэропорту - в итоге выяснилось, что таким требованиям отвечает только одна компания с говорящим названием Budget.  Правда, из универсалов у нее был только Опель Астра, но нас это вполне устраивало. Когда  внезапно откуда-то возник Hyundai , мы взволновались снова, но быстро убедились, что вместимость этой машины вполне достаточна для нас, хотя она и оказалась несколько меньше Опеля по габаритам.
Впрочем, один сюрприз она нам все-таки преподнесла и очень быстро: выехав со стоянки, Боря повернул не в ту сторону и решил развернуться перед маленьким перекрестком - благо, что машин поблизости не было. Но не тут-то было! Машина не желала давать задний ход, как Боря не терзал рычаг переключения передач. Вследствие этих попыток машина медленно дрейфовала через перекресток и в конце концов уперлась в заборчик. Тем временем уже образовалась небольшая очередь из машин, которым мы перегородили путь,  водители которых с интересом наблюдали за нами, пытаясь понять, в какую игру мы тут решили поиграть. Собрались и зеваки. Наконец, какая-то девушка задала интересующих всех вопрос на английском. "Ай кан'т мейк ревёрс!" - грустно признался Боря. Тогда она без долгих объяснений залезла рукой через открытое окно и дернула рычаг вверх: "Мейк ап!" Все оказалось очень просто, но никто из нас не догадался об этой хитрости (не знаю, сыграл ли этот эпизод какую-то роль, но по возвращении домой Боря приобрел себе именно Hyunday).

Минут через 20 мы были уже на набережной и стали  искать стоянку парома. Народу совершенно не было видно, двери всех магазинов закрыты - суббота - Боря от отчаяния даже обратился к местным бомжам, что-то распивавшим за столиком. Видимо, они плохо понимали по-английски и направили его в близлежащее отделение какого-то банка.  Впрочем, в этом отделении ему, наконец, удалось выяснить, что пристань находится в другом конце города.  Поездка на другой конец заняла минут 5.  Убедившись, что до парома еще долго, мы вернулись, чтобы прогуляться по городу и сделать необходимые закупки.
Важным пунктом было посещение магазина. Во-первых, мы изначально запланировали хлеб, сахар и то, что нам приглянется, покупать на месте, а не везти с собой из Москвы и Филадельфии. Во-вторых, надо было разобраться с норвежскими магазинами - предварительно изучение отзывов наших туристов показало, что лучше всего закупаться в сетевых магазинах наподобие наших "Копейки" и "Пятерочки". Те отзывы, которые мы смотрели, в основном, рекомендовали магазины "Рема-1000". Его-то мы и начали искать в первую очередь и без труда обнаружили через дом от места парковки. При том, что во всей Норвегии живет чуть больше 4,5 млн. человек, можно было ожидать, что в небольшом городе магазины будут весьма скромными. Однако, войдя в Рема-1000, мы были удивлены как размерами его, так и ассортиментом предлагаемых товаров.  Алексея же больше всего удивили контейнеры для бананов, разложенные на самом видном месте.

Закупились мы помимо сахара и хлеба еще несколькими продуктами, взятыми на проверку: молоко, воду, кекс, лук, помидоры и огурцы.  Поскольку с собой мы взяли довольно большой список сухих каш и супов, а также колбасу, сыр, чай и кофе, то на 2-3 дня едой мы были обеспечены.

На выходе удивило то, что на кассе не приняли карточку MasterCard - сказали:"Only Visa". Такой дискриминации в Исландии, например, никогда не случалось. Пришлось доставать карту Visa, благо, что набор карт был у нас у всех богатый, а у Бори имелась даже American Express. Еще несколько раз в этой поездке мы сталкивались с таким пренебрежением к MasterCard, так что будущим путешественникам надо это учесть.  В любом случае, этот момент несколько понизил в наших глазах рейтинг "Рема-1000", тем более, что в других сетевых магазинах такой проблемы не оказалось.
После закупок мы немного прогулялись по центральной улице Бодо. Особого впечатления город не произвел - голые пустынные улочки, закрытые по случаю выходного магазины, только огромные корабли на набережной напоминали, что мы в крупном порту.  Но все-таки это впечатление нас, скорей всего, обмануло: ВКонтакте, например, есть группа "Бодо" для русских, кто живет или жил в Бодо - так в ней аж 187 человек, есть и другие группы связанные с Бодо. Из обсуждений в них я узнал, например, что в городе 5 ночных клубов, из которых 2 хороших, остальные так себе - немало для городка с населением 40 тыс. человек! А еще ведь там есть музей авиации и Региональный университет, который недавно стал называться Университет Нурланда (Нурланд - название северной Норвегии).

Следующим этапом наших действий стало стояние в очереди на паром. Хитрые норвежские моряки придумали брать дополнительную плату за резервирование места на пароме через интернет, а тот, кто не хотел переплачивать, должен был стоять в живой очереди. По этой причине мы подъехали заранее за полтора часа до отправления и присоединились к цепочке машин. Судя по тому, что соседняя очередь, где стояли господа с бронью, состояла всего из 3-4 машин, не одни мы были такие экономные. Правда, за экономию пришлось платить долгим ожиданием, но мы нашли, чем его занять: во-первых, пообщались с байкерами из Санкт-Петербурга, занявшими очередь сразу за нами (впрочем, они были не очень словоохотливыми - наверно, их не слишком  обрадовала встреча с соплеменниками в такой дали), во-вторых, мы немного перекусили, в-третьих, Боря передал Алексею долгожданную игрушку - только что появившийся в США iPad, ну и, в четвертых, на пристани неожиданно развернулось целое соревнование между рыбаками - началось все с маленького мальчика, который одиноко ловил рыбу на пристани, затем  народ из очереди подошел со снастями и дело пошло! То ли рыба там ходила косяками, то ли что-то еще, но вытаскивали они ее одну за другой. Наш главный рыбак - Алексей внимательно смотрел, но доставать свои снасти поленился, пообещав нам показать класс в ближайшем будущем.

Но все когда-нибудь заканчивается - подошло к концу и наше ожидание: пришел паром, из него выехали машины, которых он привез и вдоль очереди неспешно пошел билетер с широко известной в туристских кругах наборной сумкой для монет. Мы сами оплатили проезд не наличными, а картой, причем именно Мастеркард - ее без помех съел переносной считыватель билетера и вскоре уже отплывали, комфортабельно расположившись за столиком у окна.  Долго сидеть не получилось, так как вслед за массой народа мы отправились на палубу смотреть на прекрасные виды побережья. Выбравшись зигзагами из гавани, наш корабль пошел прямо на запад, а острова стайками сопровождали нас с обеих сторон. 
Полосы облаков, подсвеченные низким заполярным солнцем, зайчики, играющие на гребнях волн, туманные контуры виднеющейся на горизонте земли, пенный след за кораблем и мерный гул моторов создавали особое настроение, особенно, когда палуба опустела и возникло ощущение какого-то полного слияния с природой. Интересно, что хотя мы и были за Полярным кругом, по погоде этого совершенно не ощущалось - спасибо Гольфстриму!

Но все-таки путь был дальний и мы, притомившись, вернулись на свое место, где, наконец, отдали должное местным продуктам. Все они оказались на высоте, но молоко нас просто восхитило и дальше мы каждый раз, как заезжали в магазины, обязательно его покупали. Однако надо добавить сюда и ложку дегтя - цены у них тоже были на высоте: например, литровый пакет нашего любимого молока стоил в сетевом магазине около 15 крон, т.е. 75 наших рублей, а в магазинчике при заправке уже все 25 крон.  Батон хлеба находился в диапазоне от 7 до 25 крон, а единственным продуктом, который оказался соизмерим по цене с московским, оказалась копченая курица, купленная в предпоследний вечер - в переводе на наши ее цена получилась в районе 160 рублей.
























Когда показались и приблизились долгожданные Лофотены, солнце уже опустилось низко и стало прятаться за поднявшиеся из воды горы - сразу похолодало и мы почувствовали, что уже вечер.

К счастью, ехать до места нашего размещения  было совсем близко и сама процедура оплаты и размещения прошла на ура. Каких-то 20 минут и мы уже открывали дверь в наше рорбу (так называется стоящее на сваях жилище норвежских рыбаков, под которые были стилизованы почти все домики для туристов). Сразу обратило на себя внимание огромного количества чаек, периодически устраивавших гонки на бреющем полете, сопровождавшиеся громкими пронзительными криками. Забегая вперед, скажу, что Боря решил на ночь устроиться на природе и расположился спать на кухне с открытым окном, но утром пришлось его закрыть из-за дикого галдежа чаек, который поднялся, как только начало светать.
Уже темнело, поэтому все съемки отложили на утро и стали благоустраиваться.

Тут немного подробнее о том, чем сказалось (или оказался)  рорбу при ближайшем рассмотрении. Это небольшой дом красного (чаще) или желтого (реже) цвета, стоящий на берегу и, как правило, на сваях, то есть частично над водой, с определенным запасом по высоте (не забывайте про приливы!) и  примерным размером от 5х5 до 7х7 м. Впрочем, в нескольких поселках были замечены и большие длинные дома, и совсем маленькие домики.
Наверняка быт моряков сильно отличался от того, что сейчас предлагается туристам, но нам было грех жаловаться. Большая кухня с электроплитой и духовкой, иногда СВЧ-печью, холодильником, далее две или три спальни, туалет с душевой кабиной и горячей водой. Как правило, одна спальня была двухъярусная и в качестве резерва  в кухне были сделаны антресоли, позволявшие разместить на них еще от 2 до 4-х человек, в зависимости от конструкции.
После размещения мы объединили запасы русской и американской еды, уложив все в одну сумку, приняли душ и устроили праздничный ужин, пустив в ход купленные в "Дьюти-фри" запасы спиртного.
А наутро нас ждали Лофотены и, к сожалению, плохая погода.

Видеозаписи

Рорбу
Для более близкого ознакомления с устройством рорбу привожу ниже небольшое видео внутри дома

 

На пароме
Видео с палубы парома, иллюстрирующее описанное ощущение единства с природой